Navigation





Links


  • На родине А.Н. Пахмутовой
  • Бог любит троицу
  • Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6

    Бог любит Троицу - Стр.4

     

    МАКЕТ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА ПАХМУТОВОЙ.

    Выполнен ДШИ № 1 по схеме, подаренной Д. Г. Вразовой.

     

    Я была очень рада, что уменьшенную копию родительского дома подарили Александре Николаевне на память. Приняв этот подарок, который поставили на столике перед ними, они с Николаем Николаевичем сказали, что дом очень красивый.  Но, одновременно, было и неприятное чувство.… Но хуже всего было чувство той правды, что за пять лет мы все стали старше и всё труднее нам достаются наши встречи. И всё же я очень рада и это правда, что в моей жизни были четыре встречи с Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым. А подарки я свои подарила в коридоре на ходу, когда они шли из концертного зала, и попросила расписаться: Александру Николаевну в моей книге, а Николая Николаевича в копии отрывного календаря 1941 года. Есть у меня такой экземпляр. Календарь мне подарил Володя Тараканов и сказал: «Внуки рвали, не дорвали, не хватило сил». Подлинник передала в музей «Истории Кировского района», а копию сделали мне на память. Мы все дети войны, это исторически точно. Александра Николаевна и Николай Николаевич с интересом разглядывали макет и комментировали. Пахмутова: «А крылечко было немножко не тут. А где были собачьи будки, уже не помню. Был сарай и в нём наш театр. Здесь было несколько вишнёвых деревьев. А ещё большая груша». Добронравов: «Что-то дом очень красивый. Я его хорошо помню, приезжал сюда. А в следующий раз вы ей подарите козу». Эти слова вызвали интерес зрителей. Пахмутова: «У соседей была коза. Мама говорила, чтобы я отнесла листья козе. Напротив жили Морозовы и у них были козы. (Простите, записывала,  торопилась и теперь сама не пойму, как правильно имя козы. – Д. В.). Толи Савка толи Сивка с козлятами. Вот эту козу я и носила на руках. Улица была вся заросшая травой. Зато была горка, и мы с удовольствием катались на ней зимой. А ещё у нас были собаки: Майка – дворняжка и Чарли – овчарка». На вопрос, как стала заниматься Александра Николаевна музыкой, родители заставили или сама, она рассказала: «Жизнь моя музыкальная сложилась счастливо.  Наверное, я унаследовала крошечную капельку дарования своего отца. В Москве меня взяли к себе друзья семьи Спицыны. У них была одна комната в коммунальной квартире, где жило двое взрослых и их дочь. Шла война. Для прослушивания девочки из Сталинграда собрались профессора. Поиграла им девчонка из Бекетовки и меня приняли учиться в Москве. Родители мои были люди добрые. Отец говорил, что если бы он был у меня, как отец у Паганини, то из меня бы вышел толк. В Москве же был такой высокий уровень учёбы, что там я просто сама подтягивалась. Когда я закончила четыре класса, то меня хотели отправить в Москву или Ленинград учиться в консерваторию. Хорошо, что не отправили, так как началась война. В эвакуации были в Караганде.  Спасибо моей Родине, посёлку СталГРЭС, землякам, которые понимали, что если ребёнок талантлив, его надо учить дальше. Все хотели помочь. Время было такое: гражданская война, голод. Мама осталась вдовой с двумя детьми на руках. Встретилась с моим отцом, и они поженились. Отец был талантлив, это неоспоримо. Перед ним было два пути: поехать в Москву и открылось бы его дарование во всей силе или не бросать семью. Он не мог нас предать и выбрал семью. Все любили отца, и даже его немножко жалели. Свой талант он отдал своей семье. Все боялись, чтобы я не повторила судьбу своего отца. В семь лет меня приняли в музыкальную школу (скорее это была школа искусств, так как там учили и музыке и рисунку). Она была недалеко от берега Волги, где рынок города Сталинграда, а за ним – школа. Педагог – Мария Лазаревна Троицкая. Она погибла при бомбёжке города Сталинграда».

     

    отец Пахмутовой ОРКЕСТ СталГРЭСа.

    В зале ДШИ № 1 было много детей – участников финала. Задают вопрос: «Правда ли, что строительство Нижнекамска вас вдохновило написать песню со словами: «Смелость города берёт, смелость строит города»? Пахмутова: «Ответить сразу трудно. Много времени прошло. Мы дружили с лётчиком Мосоловым. Он был родом из Татарии. Часто ездили в Набережные Челны. Сейчас дружим с КАМАЗ. Написали песню о них». Девочка из Самары спросила: «Что вдохновляет вас написать песню?». Пахмутова сразу же говорит, что Самара – родной город отца, а мама была из Дубовки: «Трудно сказать, потому что каждая песня рождается по-своему. Ведь песня о геологах написана тогда, когда мы ещё не были близко знакомы с геологами. И это хорошо, что нет догмы, как надо писать песню. В жизни очень много того, что достойно написания песни». Вопрос девочки: «Как вы начали создавать своё творчество?» заставил, и улыбнуться, и серьёзно задуматься. Пахмутова: «Творчество – это очень высоко. А вот свою первую песню «Петухи поют» написала лет в пять. Года три назад в театре имени Станиславского был хороший большой концерт. Я решила, чтобы прозвучала песня, написанная мною в 12 лет осенью 1941 года, когда жила на поселке Сталгрэс. На стихи поэта Уткина «Если будешь ранен» написала музыку. Песня предназначалась для домашнего альбома. Хорошо, что сохранилась, не потерялась. И я решила её показать зрителям. Написала партитуру очень деликатную. Пела её Саша Головченко, которой тогда было 12 лет и она родом из Бекетовки. Я играла, а оркестр во втором и третьем куплетах слегка отзывался. Саша спела очень хорошо. Я никогда и не думала, что такая судьба будет у этой песни, что она прозвучит так символически, напоминая моё детство». Просят Николай Николаевича прочитать свои стихи. Он говорит о том, что вчера читал стихотворение, но, возможно, не все могли его слышать. Он говорит, что его бабушка прожила всю блокаду в Ленинграде и читает своё стихотворение «Я не плыл по Венеции»:

    «…А тот солдат, что спас Россию выше

     всех Триумфальных арок на земле».

    Завершая встречу в ДШИ № 1, были сказаны слова, «что, наверное, наш язык беден, чтобы высказать слова благодарности – что у нас есть вы. Ой, как не хотим мы вас отпускать в Москву». А потом был задан ключевой вопрос: «Какую вашу песню можно взять гимном конкурса?». Пахмутова: «Надо подумать». Добронравов: «Мы подумаем. Но вы подумайте тоже. Совершенно замечательное событие было у нас в жизни. Поехал композитор Фрадкин и взял нашу песню. Песня прозвучала и пошли к нам письма. В прошлом году из Магнитогорска сообщают, что у них два года проходил конкурс на гимн города. И вот, по мнению жителей города, гимном стала наша песня. Выходят сталевары в смокингах и выступают «Поющие мужчины Магнитки». Слова песни высечены на стене». Я слушала рассказ Николая Николаевича и несколько раз выкрикивала «Бекетовка», «Бекетовка». Считаю, что эта песня может стать гимном конкурса. Но… лучше подумать и всем миром. Так будет вернее. После песни «Надежда» исполненной всем залом, все переместились в гостиную А. Н. Пахмутовой на второй этаж. Я присела там, на диван и стала делать записи. Бумаги не оказалось под рукой, и я писала прямо в книгу «Мой компас земной». Вот в этой книге я и попросила поставить автограф Александру Николаевну. Книгу передам в личный архив поисковика-краеведа в ЦДНИВО. Она у меня уже потёртая, много перенесшая встреч с детьми и молодёжью. А теперь ещё с автографом композитора. Александра Николаевна приготовилась к съёмке телевидения Волгограда. Прикрепили микрофон. Вдруг она заволновалась: «Я лохматая? Лохматая?». Успокоили. Она стоит на фоне пианино, на котором лежат цветы. Ей задают вопрос о детях войны. Пока что-то подготавливают, к ней протягивают бумагу и просят дать автограф, она говорит: «Я же должна подготовиться к ответу, чтобы что-то сказать. Должна подумать. Я же не машина». Я смотрю на эту маленькую женщину, очень уставшую после вчерашнего рабочего дня, и думаю, что очень потребительски относимся мы к ним. Вот они вчера приехали из Москвы и сразу же с 13 часов дня до пол седьмого вечера работа в жюри конкурса. А ещё добавим дорогу и на поезде, да и к нам в Кировский район при наших нынешних «пробках». По человечески понимаем, что это тяжело. И с другой стороны – не понимаем. Я видела и вчера, и сегодня, как Александра Николаевна умеет подтянуться и как солдат идти на задание к своему любимому зрителю. Этому она научилась в своей жизни с малых лет, а потом ещё научила и война. На ней чёрный костюм, с красивой изумрудной отделкой. Очень скромно. Она начинает отвечать, рассказывая, что «не у всех детей войны одинаковые судьбы. В северной части города были жестокие бомбёжки. В южной части города была щадящая атмосфера. Женщин СталГРЭСа в августе 1942 года эвакуировали. На СталГРЭсе остались работать её отец и старший брат. Брат был монтёр. Станцию СталГРЭС минировали, он этим тоже занимался. Шла война. Дети сейчас не такие. Мы сортировали солдатское бельё на складе № 165 на берегу Волги. Мы так гордились, радовались, что приносим пользу. Всё помню. Был налёт, и мы бежали огородами домой. Это помниться и сейчас. Наш состав при эвакуации переправился на другую сторону Волги. Степь, жара высушила, ни одной травинки. Летит немецкий бомбардировщик. Откуда вывернулся? Мы закрыли окна в вагонах и стали ждать. Что будет? И тут наши два истребителя сбили самолёт врага. Я не знаю имён лётчиков, но они спасли нам жизнь. С весны 1943 года мы были снова в Сталинграде. Впервые увидела Мамаев курган. Смотреть на город было страшно. Заводские трубы были, как кружева. Так были изранены снарядами и разрывами бомб. Земля была, как чёрный, чёрный бархат. Жильё и квадраты земли, где мы играли. Дети сами хотели выступать в госпиталях. Их не заставляли, они этого хотели сами. Заботливое руководство СталГРЭСа переправило в эвакуацию аккордеон, и я смогла научиться на нём играть. Когда уезжала в Москву, то собрались и купили мне пальто. Понимая, что дети поведут дальше музыкальную культуры страны, их собирали в Москву на учёбу. Есть фотография, где 22 июня 1941 года в Драмтеатре имени М. Горького участники концерта стоят на сцене. Я играла какой-то свой вальсик. Пришли и объявили, что началась война. Александра Николаевна улыбнулась и сказала, что на радио есть такое понятие: «Сокращение мать вещания».

     

    Деревянные дома посёлка Сталгрэс, которых уже нет.

    (Из личного архива В. В. Виноградова).